Роли менеджера в организации были конкретизированы американским исследователем Генри Минцбергом и классифицированы по трем категориям:
- межличностные;
- информационные;
- роли, связанные с принятием управленческих решений
РОЛИ МЕНЕДЖЕРА
Межличностные роли
Главный управляющий
Официальный символ, персонификация юридического лица по выполнению обязанностей социального и правового характера
Церемонии, представительство, обращения, ходатайства, встреча гостей, подпись юридических документов
Официальный символ, персонификация юридического лица по выполнению обязанностей социального и правового характера
Церемонии, представительство, обращения, ходатайства, встреча гостей, подпись юридических документов
Лидер
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанных с этим обязанностей
Все управленческие действия с участием подчиненных
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанных с этим обязанностей
Все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено
Обеспечение функционирования сети внешних контактов и источников информации
Переписка, участие в совещаниях, другая работа с внешними организациями и лицами
Обеспечение функционирования сети внешних контактов и источников информации
Переписка, участие в совещаниях, другая работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации
Ищет и получает специализированную информацию, которую использует в своей деятельности, выступает как нервный центр внешней и внутренней информации
Обработка корреспонденции, контактный, связанных с по-лучением информации (периодические издания, выставки, семинары, ознакомительные поездки)
Ищет и получает специализированную информацию, которую использует в своей деятельности, выступает как нервный центр внешней и внутренней информации
Обработка корреспонденции, контактный, связанных с по-лучением информации (периодические издания, выставки, семинары, ознакомительные поездки)
Распространитель информации
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других сотрудников работникам организации
Информация носит фактический характер или требует интерпретации фактов для формирования взглядов организации
Передача почты подчиненным, вербальные контакты с целью распространения информации: внутренние собрания, совещания, беседы
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других сотрудников работникам организации
Информация носит фактический характер или требует интерпретации фактов для формирования взглядов организации
Передача почты подчиненным, вербальные контакты с целью распространения информации: внутренние собрания, совещания, беседы
Представитель
Передает информацию для внешних контактов фирмы относительно политики, действий, планов, результатов работы организации
Действует как эксперт в данной области
Участие в заседаниях, переписка, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и других лиц
Передает информацию для внешних контактов фирмы относительно политики, действий, планов, результатов работы организации
Действует как эксперт в данной области
Участие в заседаниях, переписка, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и других лиц
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель
Ищет возможности в самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет инновационные проекты, контролирует их разработку
Участие в разработке стратегии, бизнес-планирования, раз-работки или инициирование проектов по совершенствованию деятельности
Ищет возможности в самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет инновационные проекты, контролирует их разработку
Участие в разработке стратегии, бизнес-планирования, раз-работки или инициирование проектов по совершенствованию деятельности
Ликвидатор нарушений
Отвечает за корректирующие действия при необходимости организационных изменений и в кризисных ситуациях
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, в том числе кризисных и проблемных
Отвечает за корректирующие действия при необходимости организационных изменений и в кризисных ситуациях
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, в том числе кризисных и проблемных
Распорядитель ресурсов
Ответственный за распределение ресурсов организации
Разработка бюджетов, программирование работы подчиненных, определение полномочий, составление графиков
Ответственный за распределение ресурсов организации
Разработка бюджетов, программирование работы подчиненных, определение полномочий, составление графиков
Ведущий переговоров
Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах
Проведение переговоров
Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах
Проведение переговоров
КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА
Профессиональные - деловые качества
высокий профессионализм;
высокий профессионализм;
стратегическое мышление;
генерация идей;
способность принимать управленческие решения;
ответственность за принятие управленческих решений;
стремление к профессиональному росту;
авторитетность;
способность к риску;
владение антикризисным управлением
Административные организационные качества оперативность;
гибкость стиля управления;
умение мотивировать персонал;
умение доводить дело до логического завершения;
последовательность действий;
внутренний контроль;
умение формировать команду;
умение перенимать опыт подчиненных;
способность делегировать полномочия;
умение организовывать время
Социально-психологические качества психологическая компетентность;
управленческая культура;
лидерские способности;
уверенность в себе;
умение управлять своим поведением;
умение управлять эмоциями в стрессовых ситуациях;
коллегиальность;
толерантность;
оптимизм;
убедительность;
умение управлять конфликтами;
интеллектуальность;
риторические способности;
стрессорезистентность;
чувство юмора;
умение создавать имидж
Моральные качества патриотизм;
национальное сознание;
государственная позиция;
интеллигентность;
человечность;
порядочность;
чувство долга;
гражданская позиция;
честность;
доброжелательность
Кроме менеджера, в условиях рыночной экономики принципиальную роль играет предприниматель.
Основное различие между менеджером и предпринимателем заключается в том, что предприниматель генерирует идею (создание частной типографии), внедряет идею за собственные средства или средства инвестора (учредитель финансирует типографию, финансирует процесс) и нанимает работников и менеджера для управления работой типографии. Менеджер осуществляет управление типографией, которую создал предприниматель.
Роли менеджера и предпринимателя перекликаются. Предприниматель, который создал типографию, при наличии соответствующего образования может сам ее возглавить, то есть стать менеджером. Наемный менеджер может сам начать деятельность другой типографии или другого заведения, например диагностического центра.
Для того чтобы человека увлекла идея создания собственного дела, нужны не только знания, предпринимателями становятся лица с определенными психологическими качества-ми:
уверенность в своих силах, решительность: способность быстро принимать индивидуальные управленческие решения;
инициативность, склонность к инновациям;
лидерские качества;
упорство и настойчивость;
независимость: стремится быть независимым от правил и контроля со стороны других людей, имеет собственное мнение и может ее отстоять;
склонность к риску;
целеустремленность;
способность убеждать (он должен убедить в рациональности своей идеи других лиц и привлечь их к внедрению идеи на правах партнеров или работников);
энергичность, стрессоустойчивость: предприниматели могут работать до 12-18 часов в сутки в бешеном ритме;
потребность в достижениях, толерантность к неопределенности: способность принимать управленческие решения без достаточной информации о внешней среде.
Субъектами предпринимательской деятельности могут быть:
граждане Украины, других государств, лица без гражданства, не ограниченные за-коном в правоспособности или дееспособности;
юридические лица всех форм собственности, установленных Законом Украины "О собственности";
объединения юридических лиц, осуществляющих деятельность в Украине на условиях соглашения о разделе продукции.
По законодательству Украины, не допускается занятие предпринимательской деятельностью следующих категорий граждан: военнослужащих, должностных лиц органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, которые призваны осуществлять контроль за деятельностью организации.
Очень часто как синонимы воспринимают понятие "предприниматель" и "бизнесмен". Предприниматель начинает и внедряет дело. По статистическим данным около 80% малых организаций становятся банкротами в первые два года своей деятельности. Однако, если предпринимательский замысел оказался успешным, то организация начинает развиваться, ее деятельность стабилизируется: внедряются эффективные технологии, развивается организационная структура управления, завоевывается определенный сегмент рынка, формируется имидж. Все это обеспечивает конкурентоспособность на рынке. Преобразование рискованной предпринимательской идеи в стабильную - дело, рассчитанное на устойчивое функционирование, отражает жизненный цикл организации.
На этапе существования предпринимательской идеи преобладают интересы личности - предпринимателя. На этапе формирования зрелой фирмы личностные интересы стихают, и на первый план выходят интересы самой организации. Владельцем такой фирмы уже будет не предприниматель, а бизнесмен.
Наряду с различиями между предпринимательством и бизнесом между ними есть общие черты. Например, конкурентность каждой фирмы будет зависеть от ее способности про-водить организационные и технологические изменения в соответствии с конъюнктурой рынка Внедрение в производственный процесс новых методов диагностики и лечения всегда связано с внедрением новых идей, которые часто связаны с определенным риском. Чем больше заведение имеет в своем арсенале предпринимательских разработок, тем больше его перспективы на рынке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий